Тяга к самостоятельности заложена в маленьких детях от природы. От взрослых нужно лишь одно – обращать внимание, к чему малыш тянется, и вовремя это стремление к независимости поддерживать.
Дети так устроены, что они не могут пропустить тот или иной период развития. Так же, как кроха в свое время начал самостоятельно переворачиваться со спинки на живот, сам сел, пополз, а затем пошел, у него появится желание освоить навыки самообслуживания. Давайте поможем малышу!
Делим большую задачу на более мелкие
Любое действие, которому должен обучиться ребенок, состоит из нескольких маленьких этапов. У взрослых многое доведено до автоматизма, поэтому мы часто не придаем значения, какую большую работу предстоит проделать крохе. Чтобы маленький ребенок справился с какой-то новой задачей, ему необходимо хорошо освоить каждый этап по отдельности. И только после этого их можно объединить в одну крупную задачу.
Допустим, вы просите ребенка: «Помой руки». Это означает, что ему необходимо:
а) пойти в ванную комнату;
б) встать на детскую подставку для ног;
в) открыть кран и отрегулировать температуру воды в нем;
г) взять мыло и намылить руки;
д) подставить ладошки под струю воды…
Согласитесь, работа для маленького человека значительная! И, конечно, малыш не сразу запомнит всю последовательность.
По этой причине маме нужно быть в первое время всегда рядом и четко, вслух проговаривать весь порядок действий. Как только ребенок выполнил одну задачу – мама называет следующую, справился с ней – двигаемся дальше. Такой подход позволяет ребенку хорошо освоить каждый этап, после чего в его голове закрепляется четкий алгоритм.
Кстати, если вам не хочется все время проговаривать порядок действий, то можно поиграть в такую игру: мама показывает действие, а малыш за ней повторяет. Дети обожают подобные игры!
Еще одна игра на закрепление алгоритма: нарисуйте или распечатайте на отдельных листочках каждое действие, покажите малышу верный порядок, а затем перемешайте картинки и предложите крохе самостоятельно разложить картинки в правильной последовательности.
Главное здесь – не торопить ребенка, а позволить ему осваивать навыки самостоятельности в своем темпе. Любому ребенку важно понимать, что даже если он сейчас что-то не умеет делать, он всегда может этом научиться.
Правильная среда
Чтобы стать самостоятельнее, детям нужны подходящие условия. Присядьте на корточки и взгляните на мир с «высоты» маленького ребенка, и вы поймете, что почти все вокруг сделано под взрослых людей. И если дома или в детском саду обстановка привычная и безопасная, то на улице, даже в любимом дворе, приходится все время держаться за мамину руку, ведь кругом – машины, незнакомые люди, большие собаки…
Как было бы здорово отпустить мамину руку и свободно мчаться на самокатах по двору с соседскими мальчишками и девчонками!..
В компании «Сити-XXI век» позаботились о том, чтобы дети могли получить больше независимости в безопасных условиях и придумали концепцию миниполисов. Это большие и просторные жилые комплексы с собственной школой, детским садом и безопасными развлекательными пространствами на охраняемой территории.
А еще – дворы без машин! Автомобили в миниполисах паркуются в специально отведенных местах, отдельно от игровых зон, поэтому дети здесь растут уверенными самостоятельными, как когда-то давно, когда и для нас деревья были большими…