Считается, что для семьи с детьми машина обязательна. Не возить же ребенка на общественном транспорте! А если он будет кричать? Его продует? Что подумают люди? На самом деле без личного авто можно обойтись, не лишая себя комфорта. И даже найти жилье так, чтобы машина не понадобилась. Рассказываем, почему автомобиль — вовсе не панацея для решения родительских проблем.
Автомобиль негде парковать
В Москве цены на парковку в центре города, а также штрафы за нее постоянно растут. Город стабильно входит в десятку самых перегруженных автомобилями в мире.
В регионах ситуация тоже непростая — автовладельцы зачастую считают, что покупка машины дает право оставлять ее где угодно. В результате родителям приходится подолгу кружить в поисках свободного места рядом с больницей, магазином или торговым центром.
Парадокс в том, что расширение мест с бесплатной парковкой не решает проблему, а только усугубляет. В своей книге «Высокая цена бесплатной парковки» урбанист и экономист Дональд Шуп наглядно показал, как рост парковок ухудшает экологию, увеличивает пробки и меняет облик города: ведь вместо паркинга можно строить кафе, магазины и общественные пространства.
Пожалуй, пока единственный город, где смогли найти интересное решение, — Сан-Франциско. Там более 18 000 парковочных мест оснастили специальными датчиками. Водители могут узнать, сколько занято и свободно мест, не теряя времени на ожидание.
Автомобиль — небезопасный транспорт
Сколько раз вы наблюдали картину, как родители бегут вдогонку за малышом, который несется навстречу выезжающему с парковки автомобилю? А может быть, сами были в этой роли?
Ученые подтверждают: эти страхи небезосновательны, на стоянке пешеходы действительно часто сталкиваются с превышением скорости, отвлеченным вождением, большим числом маневров. И особую опасность паркинг во дворе несет для детей, так как родители не всегда успевают следить за малышами.
Дополнительный риск — передвигаться с ребенком, когда родитель за рулем, а младенец плачет и отвлекает. Если мама и папа вдобавок не выспались — лучше воспользоваться такси.
Не удивительно, что родители при выборе жилья ищут безопасные от машин дворы. Как раз такие есть в миниполисах компании «Сити-XXI век». Это жилые комплексы нового поколения, где парковки либо подземные, либо расположены с другой стороны от двора и детских площадок. Жители не дышат загазованным воздухом во время прогулки и могут смело отпускать детей на улицу одних.
Автомобиль ухудшает экологию
Возможно, поколению нынешних родителей эта проблема и кажется надуманной, но наши дети точно будут уделять экологии немало времени и внимания. Например, в Швеции, где повторно используется почти половина всего пластика, дети с ранних лет сортируют мусор, а родители стараются больше времени ездить на велосипеде, чем на машине, подавая пример.
Но не стоит думать, что, если лишить жильцов парковочных мест, они сразу пересядут на велосипеды. Развитие экологичных технологий, информирование и мотивация жильцов — вот более эффективные меры.
Говорим автомобиль, подразумеваем — пробки
Москва занимает семнадцатое место среди всех городов планеты по потерянному времени в пробках за год — 128 часов. Стоять в пробке с ребенком — еще более тяжелое испытание. Когда все мультики пересмотрены и загадки отгаданы — невольно задумаешься: может быть, стоило выбрать жилье поближе к центру?
В миниполисах такие мысли точно не придут в голову. Здесь даже такси вызывать приходится нечасто — ведь в пешей доступности миниполисов Рафинад, Дивное и Серебрица есть школы, детские сады, магазины, красивые парки и даже настоящий Остров развлечений с множеством игровых зон. В секции возить ребенка тоже не придется — в «Соседском клубе» каждого комплекса проводят спортивные и творческие занятия для детей.
Владеть автомобилем дорого
У нас в стране почему-то так принято — сперва купить машину, а потом квартиру. Заехать в новый дом без машины — стыдно. Между тем подсчитано, что стоимость владения бюджетным автомобилем в Москве равна примерно 188 000 рублей в год. Это совсем немаленькая сумма для любой семьи, особенно с детьми.
Именно поэтому все мировые тенденции градостроительства направлены на постепенный отказ от автомобилизации в пользу каршеринга, такси, общественного транспорта.
Города в России созданы для автомобилистов. И это надо менять
Российские города не предназначены для комфорта родителей-пешеходов. Добраться с коляской из отдаленного района в центр города — все равно что пройти полосу препятствий в каком-нибудь экстрим-шоу. Втиснуться в автобус по жаре или морозу, разглядеть тротуар, объехать по нему все ямы на пути в магазин или больницу и узнать, что там негде оставить коляску. Такие марш-броски кого угодно заставят копить на личный авто. Родителям, которые живут в миниполисах, не придется доказывать свою значимость и несколько лет копить на авто перед тем, как начать поиски жилья. Вся концепция новых жилых комплексов построена вокруг комфорта мам и пап. Это действительно маленький город с большими возможностям: кроме свободного от машин двора и продуманной инфраструктуры тут есть круглосуточная охрана с электронными пропусками, колясочные, а вход в подъезды на уровне земли — не придется никого просить о помощи, чтобы затащить весь детский транспорт.