Современные родители уделяют много внимания эмоциональному развитию детей. Сегодня существует множество книг, передач и статей на эту тему. Но несмотря на избыток информации, когда ребенок расстроен, мы не всегда понимаем, как помочь ему выразить свои чувства. Эксперты учат обозначать и называть чувства ребенка, но всегда ли эта тактика срабатывает? Некоторые дети закрываются и протестуют, если их спросить, что случилось. Предлагаем вам три альтернативные стратегии, которые хорошо срабатывают с детьми в возрасте от 5 лет и старше.
Просто будьте рядом
Слишком независимых детей или перфекционистов фразы вроде «ты сейчас огорчен» и «я вижу, что ты злишься; это нормально» могут только сильнее расстроить, усилить истерику и вызвать чувство стыда. Вместо того, чтобы называть чувства ребенка, просто будьте рядом и сохраняйте спокойствие. Так вы покажете ему, что все осталось по-прежнему, и вы в состоянии выдержать его сильные чувства. Дышите ровно и глубоко и повторяйте про себя что-то вроде: «Со мной все в порядке. С моим ребенком все в порядке. Я могу с этим справиться». Когда вы говорите со ребенком во время его сильных эмоций, вы можете сказать: «Я здесь, с тобой». Когда вы сосредоточены на своей эмоциональной стабильности и просто находитесь с ребенком, вы даете ему понять, что его чувства не так страшны.
Придумайте сильным эмоциям какую-то метафору
Например, вы можете сравнить эмоции с лифтом и в спокойной обстановке обсудить это с ребенком. Пусть он попытается представить свои сильные чувства метафорически. Представьте, что эмоция – это лифт, который должен доехать до верхнего этажа, прежде чем спуститься вниз. Ребенок осознает, что эмоции работают по определенному механизму: сначала идут вверх, а затем обязательно – вниз.
Превратите все в игру
Чтобы помочь ребенку осознать собственные чувства, попробуйте такую игру. Когда он успокоится, скажите: «Я хочу понять, что произошло. Если ты считаешь, что я прав(-а), подними большой палец вверх. Если я отгадал(-а) только немного, поверни большой палец в сторону. Если все совершенно не так, опусти большой палец вниз». Начните игру с интерпретации, которая развеселит ребенка, и он покажет вам большой палец вниз. Например: «Когда мы играли в футбол, ты расстроился, потому что пришельцы украли мяч!» Посмеявшись, скажите затем: «Или потому, что ты хотел забить гол и расстроился, когда это не получилось». Когда ребенок покажет вам большой палец вверх, вы можете сказать: «Я понимаю», а затем спросить: «Хочешь это обсудить и что-нибудь сказать? Дайте мне знать с помощью большого пальца». Только если ребенок сам захочет, вы можете продолжить разговор.
Если ваш ребенок испытывает сильные эмоции и закатывает истерики, с которыми вам сложно справиться или вы чувствуете, что и вас захлестывают чувства, не стесняйтесь обращаться за профессиональной консультацией.