Любопытство – это топливо для развития ребенка. Правда, у одних малышей оно становится движущей силой для ярких открытий и вдумчивого обучения, а у других – основой небезопасных шалостей… Рассказываем, как направить эту энергию в мирное русло, чтобы ребенок рос умным и любознательным.
Хорошее окружение
Стоит только крохе научиться контролировать собственные движения, как он уже с любопытством берет в руки разные предметы, ощупывает их и, конечно, тянет в рот. Малышей привлекают яркие цвета, необычные звуки, новые формы и текстуры. А как только ребенок освоит речь, тут же начнутся бесконечные «почему?», «зачем?» и «как?»
От того, что будет ежедневно обозревать кроха, во многом зависит его развитие. Что видят дети в современных российских городах? Унылые панельные дома и дворы, плотно заставленные машинами. Рассмотреть листочки на деревьях, поиграть на детской площадке и получить новые впечатления малыш может разве что на прогулке в парке или в лесу.
С недавних пор стало появляться все больше современного жилья, которое окружено зеленью, спортивными и детскими площадками, а для машин создаются отдельные паркинги. Например, в жилых комплексах от компании «Сити-XXI век» (их еще называют миниполисами, это своего рода маленькие города с большими плюсами) отношение к природе очень бережное. Например, в миниполисе Серебрица при строительстве сберегли часть деревьев от вырубки, чтобы будущие жители могли наслаждаться красивым видом и дышать свежим воздухом.
Правильная реакция взрослых
Неуемное детское любопытство способно вывести уставших родителей из себя. Взрослым иногда хочется просто отмахнуться от настойчивых расспросов малыша. Но именно от реакции мамы и папы на детские «зачем?» и «почему?» часто зависит, будет ли ребенок в дальнейшем пытливо узнавать обо всем на свете.
Фразы вроде «подрастешь – узнаешь» обижают и расстраивают детей, ведь они задают свои вопросы именно тому человеку, которому доверяют и который, по их мнению, знает все на свете! К тому же после подобных ответов у ребенка будет все меньше желания интересоваться чем-либо. Его любопытство либо утихнет, либо юный исследователь найдет ответ на свой вопрос из другого источника – не всегда надежного…
Задаваясь различными вопросами, малыш ищет помощи взрослого. Если что-то кажется для вас очевидным, не забывайте – для ребенка это не так. Его вопросы – это не праздное любопытство или способ вас позлить, а искренний интерес ко всему происходящему вокруг.
Если вы чего-то не знаете, не бойтесь признаться в этом ребенку. Он будет понимать, что «незнание» – это не страшно и не стыдно, а, напротив, – возможность для новых открытий. Задача взрослого – показать ребенку дорогу к знаниям через книги или интернет (ведь современными технологиями тоже нужно учить пользоваться – например, отличать надежные источники информации от ненадежных).
Свобода движения
Для развития мышления и любознательности полезно осваивать различные двигательные навыки, поэтому маленькие дети такие шустрые – им жизненно необходимо бегать, прыгать и изучать все вокруг.
Главное, о чем стоит позаботиться родителям – о безопасности маленьких исследователей. И если внутри квартиры ее довольно просто обеспечить, то на прогулке за малышом нужен глаз да глаз: то он песок в рот потянет, то решит погладить дворовую собаку, а то и вовсе выбежит на проезжую часть… Чтобы исключить неприятные инциденты и предоставить ребенку как можно больше свободы, необходимо тщательно выбирать место для прогулок. Идеально, если это будет детская площадка в закрытом от машин и посторонних людей дворе, благоустроенный парк или лес с выделенными пешеходными зонами.
В миниполисах от застройщика «Сити-XXI век» каждая деталь повседневной жизни продумана до мелочей: для автомобилей предусмотрен отдельный паркинг, для домашних любимцев – своя территория для выгула, а для детей – классные площадки, которые разработаны совместно с психологами и поделены на разные возрастные группы, чтобы не только малыши, но и старшие дети могли активно и безопасно познавать мир.
Психологический комфорт
Для развития любознательности имеют значение не только благоприятные внешние условия, но психологический комфорт ребенка. Страх, ограничения и безынициативность взрослых подавляют желание ребенка познавать мир.
Если малыш сильно волнуется или чего-то боится, он вряд ли будет проявлять интерес к новому – все его душевные силы уйдут на работу со стрессовой ситуацией. Помогите ребенку справиться и адаптироваться к новым условиям с максимальным комфортом (например, в детском саду) – тогда ему снова захочется узнавать новое.
Позволяйте малышу получать различный опыт и впечатления! Постоянные одергивания и замечания приведут к тому, что он рано или поздно потеряет интерес к открытиям. Пусть ребенок прыгает по лужам (ведь для этого есть резиновые сапожки), осваивает специальные лазалки на детской площадке, пробует на ощупь спагетти или даже суп… Постарайтесь не ограничивать детское любопытство там, где это безопасно.
Больше разнообразия
Ученые пришли к выводу, что разнообразие в окружении способствует благоприятному развитию детей. Начиная с двухлетнего возраста, ребенок замечает различия между людьми и в пространстве – отсюда рождается много вопросов. Малышу желательно чаще видеть большой и прекрасный мир. Выбирайтесь в красивые парки, посещайте различные детские площадки, интересные магазины, кафе, музеи и выставки, чтобы ребенок как можно чаще замечал, насколько многообразен мир.
В миниполисах окружающему пространству уделяется особое внимание: красивые архитектурные формы, скульптуры (в миниполисе Серебрица удалось сохранить и отреставрировать памятник геологам), сухие фонтаны на целом Острове развлечений в миниполисе Рафинад, небольшие палисадники рядом с домом, как в миниполисе Дивное, и особая гордость – так называемые «Соседские клубы» для проведения различных мастер-классов и мероприятий. Скучать от однообразия здесь не будут ни дети, ни взрослые, а значит всегда будут возможности для ярких открытий и увлекательных исследований.